sm_marketolog


Коллективный блог маркетологов "Старт Маркетинг"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Почему социальные сети все чаще становятся инструментом «большой политики»?
sm_marketolog
druzi-main

Свежие рейтинги интернет-ресурсов Украины показывают, что несмотря на охлаждение в отношениях с Россией, первое место по популярности среди украинцев занимает наша социальная сеть «ВКонтакте». По данным ИнАУ (Интернет-ассоциация Украины), месячный охват «ВКонтакте» в марте составил 68% интернет-аудитории. Тем не менее, скоро под влиянием административного ресурса позиции «ВКонтакте» могут пошатнуться.

В апреле в авторитетных блогах и подкастах появилось сообщение о том, что Украина обзаведется собственными социальными сетями. За последние две недели было анонсировано пять (!) подобных проектов, среди которых, например, соцсеть «WEUA» (т.е. «Мы – Украина») и «Друзi». 

На первый взгляд, никаких серьезных перемен на рынке украинских интернет-СМИ это не сулит: все-таки, свободная конкуренция. Однако де-факто конкуренция может оказаться не такой уж свободной. Так называемая «новая украинская власть» заинтересована в снижении информационного влияния России на местное население. Об этом явно свидетельствует и уже практикуемое закрытие российские телеканалов, и многочисленные факты давления на действующих пророссийски настроенных журналистов.
Отсюда можно сделать вывод, что анонсированные социальные сети будут пользоваться негласной поддержкой украинской политической элиты. И не только ее поддержкой.

Российский публицист Максим Кононенко в своем официальном подкасте высказал точку зрения, что деятельность названных выше социальных сетей курируется Американским Агентством по международному развитию (USAID). Напомним, что это агентство относительно недавно попало в фокус журналистского расследования «Assoсiated Press», в ходе которого было доказано, что USAID курировало создание на территории Кубы в 2009 году социальной сети ZunZuneo, посредством которой власти США «разжигали» на острове Свободы антикоммунистические настроения. Более того, «Assoсiated Press» утверждает, что персональные данные 40 тыс. кубинцев, ставших подписчиками ZunZuneo, передавались американским спецслужбам.

Сейчас, по мнению Максима Кононенко, аналогичный сценарий, только уже с культивацией антироссийских настроений, может быть использован USAID на Украине.

Приведем цитату из подкаста:

«Все эти проекты (анонсированные социальные сети – прим. авт.) декларируют суверенность, украиноязычность и призывают пользователей «ВКонтакте» и «Одноклассников» переходить туда, где не будет антиукраинской пропаганды. Ну что же, я посмотрел на сайты двух наиболее громких из этих проектов: сети «WEUA» и сети «Друзi». Разумеется, ни на одном, ни на другом сайте нет ни слова про то, кто их создал. Зато обе эти сети обещают вскоре закрыть доступ к себе из России…».

Социальные сети действительно все чаще становятся инструментом «большой политики». За примерами не нужно ходить далеко. Во время массовых протестов 2009-2011 гг. в Молдавии, Тунисе, Египте, Ливии и др., приведших в конечном итоге к смене политических режимов в этих странах, социальные сети Twitter и Facebook были основным инструментом, с помощью которого участники оппозиционного движения координировали свои действия и распространяли пропаганду против своих правительств. А король Саудовской Аравии Абдалла, по сообщениям Media International Group, в 2011 году даже предложил владельцу Facebook Марку Цукербергу продать эту социальную сеть за $ 150 млрд., тогда как экспертная оценка её рыночной стоимости в три раза меньше. По мнению журналистов, король просто боялся повторения в его стране захлестнувших арабский мир кровавых событий.

Причина востребованности социальных сетей в политических играх очевидна. Соцсети завоевали огромную популярность во всех странах мира, где обеспечен нормальный доступ населения к интернету. О том, насколько важной частью повседневной жизни стали социальные сети для россиян, недавно рассказывал заместитель генерального директора «Старт Маркетинг» Роман Дыкин в интервью петербургскому радио «Зенит» (запись эфира ниже).

Популярность соцсетей в России // Радио «Зенит». - 08.04.2014.



О популярности этого вида медиа в мире можно судить, например, по выкладкам «РИА Новости».

Имея в виду эту популярность, политики во всем мире стараются использовать социальные сети и как инструмент коллективной организации, и как инструмент пропаганды определенных идей. Причем пропагандистский ресурс социальных сетей не стоит недооценивать. Настойчивое повторение одних и тех же «месседжей» авторитетными спикерами (а именно авторитетных спикеров в социальных сетях стремятся ангажировать всякого рода политические силы) рано или поздно приводит к смене градуса общественного мнения – иногда на диаметрально противоположный.

Данный тезис косвенно подтверждается результатами относительно свежего исследования Политического института Ренсселира (США). В 2011 году ученые этого института применили метод компьютерного моделирования социальных сетей, чтобы определить тот решающий момент, когда убеждение меньшинства становится мнением большинства. Выводы оказались весьма впечатляющими: если число сторонников какой-либо идеи меньше 10%, в распространении этой идеи нет явного прогресса. Но стоит только числу сторонников перевалить за отметку в 10% - и идея начинает распространяться с космической скоростью.

Добавим к этому способность пиарщиков имитировать бурные пользовательские овации в соцсетях (с помощью ботов, накрутки "лайков", троллинга "неверных" и т.п.) - и получим практически идеальную политтехнологию
«промывки мозгов». Ведь в сущности получается, что даже изобразив активное меньшинство (эти самые 10%), можно заставить интернет-аудиторию поверить в его реальность, а значит и запустить психологический механизм, описанный в исследовании института Ренсселира.  

Оглядываясь на череду «цветных революций» в арабском мире и нынешние события на Украине, можно предположить, что многие политтехнологи уже взяли на вооружение результаты американских исследований.


  • 1
Потому что люди считают социальные сети чем-то значимым и важным для жизни на Земле.

Обалденная нынче политика, когда потоки дури, злобы, ненависти, оравы идиотов с их "шедевральными" комментами становятся её инструментом.
Лавров с Керри звонят по ночам друг другу, распинаются, боясь нарушить букву протокола, а тут херась! Намалевал матюгов, дури и "инструмент политики"! А это ого-го-го! Прям Тимошенко по телефону.

Edited at 2014-04-17 14:08 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account